Главная / Новости

Автомобили для сбора и вывоза ТБО

Очень нелегко обойтись без ручного труда при сборе мусора и отходов, но ведь не всегда и не везде. Так почему бы не попытаться хотя бы уменьшить, насколько это возможно, контакт оператора с ТБО, которые у нас порой такие, что можно поставить знак равенства со словом «нечистоты». Чтобы работа водителя мусоровоза принципиально не отличалась от таковой у машиниста экскаватора или крановщика.
Как это сделать? Способ прост по своей организации, но сложен в реализации. Всего-то надо собирать мусор в специальные контейнеры, которые потом водитель будет разгружать в кузов специальным приспособлением – манипулятором. Но работает это хорошо только в том случае, когда, ни мимо ящика не кидают, ни обратно не выбрасывают. В общем, кто-то уже говорил, что если хотите узнать коллективный портрет местного общества, первым делом посетите места сбора мусора и общественные туалеты, если найдете. До недавнего времени нашей стране самостоятельно приходилось решать вопросы транспортировки всего, в том числе и отходов. Предложенная еще в советское время система квадратных стальных контейнеров объемом 0,75 м³ не была идеальна, не соответствовала нормам эстетики и плохо справлялась с атаками вандалов. Но это как раз была попытка обеспечить оператору более приемлемые условия работы, освободив его от чрезмерно близкого общения с арбузными корками, как на доморощенных советских мусоровозах задней загрузки. Стоит отдать должное тем советским инженерам, которые разрабатывали машину, прозванную в народе «мусорка». Принцип делать так, чтобы самому не хотелось на этом работать, был соблюден с перевыполнением плана при конструировании этого «шедевра» коммунальной техники. Если кто забыл, водителю во время погрузки приходилось стоять у приемного бункера, в который толпа толкающихся жильцов высыпала объедки из своих ведер, по мере его заполнения при помощи гидроцилиндра, расположенного сзади бункера, мусор сдвигался-поднимался в кузов, и так по нескольку раз на каждой стоянке. Еще надо было стеречь машину от мальчишек, норовивших скинуть свой груз прямиком на зеркало цилиндра во время прессования. Учитывая тот факт, что никаких п/э пакетов тогда не существовало, нетрудно представить в каком специфическом аромате проходил рабочий день персонала коммунальной службы. Поэтому, переход на использование в системе сбора-вывоза отходов контейнеров и мусоровозов боковой загрузки был тем шагом, который реально улучшил условия работы. Правда, как примерно говорил первый руководитель Советской России, техническая революция тогда была доведена не до конца, народ от тяжелого труда был освобожден не полностью. Дело в том, что водитель на любом отечественном мусоровозе с боковой загрузкой управляет манипулятором, тяжести не таскает, с мусором непосредственно не контактирует, но рычаги управления находятся снаружи, недалеко от «руки» манипулятора, при разгрузке сверху того и гляди чего прилетит за шиворот. С одной точки можно подхватить максимум три бака, площадок же таких мало, в основном их планируют емкостью не менее 10 кубометров, значит надо выйти из машины, взять три контейнера, вернуться за руль, подать чуть вперед, выйти, снова три, снова обратно. И все это еще надо делать, карабкаясь в «камазовскую» кабину с малым числом подножек. Если еще добавить, что сочетание таких процессов, как прессование и движение, тоже не про нас, понятно, что ни о комфорте работы, ни о скорости погрузки говорить не приходится. Но обязательно ли полностью менять старую «железноквадратнобаковую» инфраструктуру для того, чтобы повысить эффективность сбора мусора и улучшить условия при этом? Вовсе нет, хороший пример модернизации мусоровозов советского типа показывает предприятие «Ряжский Авто-Ремонтный Завод» (РАРЗ). Суть изобретения – в зеркальном расположении манипулятора и приемной камеры, не с правой, а с левой стороны. Если к этому добавить блок управления с джойстиком в кабину вместо частокола ручек под кузовом, можно будет выгружать контейнеры со всей площадки, не покидая кабины. Ну а так, хотя бы, не надо постоянно обегать автомобиль кругом, меньше хлопот, и погрузка быстрей проходит. Такая конструкция – это и вклад в повышение безопасности работы водителей мусоровозов. Если контейнерная площадка расположена в тихом дворе спального микрорайона, то неважно, какой стороной к ней подъезжать, но часто в мегаполисах просто негде ставить мусорные баки, кроме как на улице, вблизи проезжей части, на тротуаре. Таким образом, из кабины водителю приходится выскакивать прямо на дорогу, под идущий мимо транспорт, да еще и по нескольку раз. Подъезжая к бакам по встречной, он будет работать в безопасной зоне, прикрытый своим мусоровозом. Что же касается помех другому транспорту, создаваемых большим грузовиком, надо понимать, что независимо от того с какой стороны подъедет автомобиль к площадке, занимать он будет одно и то же место, а вот времени на погрузку при левом манипуляторе затратит меньше. Это стоит учитывать тем менеджерам, которые выбирая мусоровозы, стимулируют производителей выдавать им упрощенные некуда модели, лишь бы дешевле. Не пора ли создавать спрос на эффективную технику, и только среди тех моделей, которые отвечают современным стандартам выбирать самые доступные варианты? Разумеется, погрузка с левого бока актуальна только для узких двухполосных улиц, для широких дорог придется искать другое решение, ведь по разделителю у нас не дозволено ездить даже мусоровозам.
   В далеких заокеанских странах, где разрабатывают не только мусоровозы, но и автомобили, применяют другой подход. Речь идет о США и Австралии. Боковой манипулятор там не трогают, а устраивают в кабине двойное управление. Работает это так. Когда мусоровоз движется по магистральным дорогам, на полигон или обратно, водитель находится на своем обычном месте, за рулем с той стороны, на которой он находится у всего остального транспорта. Заезжая в рабочую зону, водитель пересаживается за соседний штурвал и принимается подбирать манипулятором стоящие на обочине мусорные контейнеры, не выходя при этом из кабины. Закончив сбор мусора в жилой зоне, он перед выездом на большую дорогу пересаживается обратно: за левый руль в США и правый в Австралии. Созданию таких «двурульных» мусоровозов в этих странах способствовало развитие районов малоэтажной застройки, или, по-нашему, частного сектора, ведь большая часть людей живет там в своих домах с газонами, а не в многоэтажных «муравейниках», как в Европе или России. Свое мусорное ведро на 120 литров на своем газоне является той мерой индивидуальной ответственности, которую несет каждое домашнее хозяйство за произведенный мусор. Уже не подбросишь пакет со своими отходами под кусты соседа, пока несешь до контейнерной площадки, да и никому не «посчастливится» жить в непосредственной близости с местом сбора общего мусора. На сегодняшний день разработано большое количество таких автоматических мусоровозов боковой загрузки, с разнообразной конструкцией манипулятора, с разными кузовами, на разных шасси, даже с кузовом на полуприцепе. Общим у них является устройство захвата для контейнера, в виде двух смыкающихся овальных дуг, которыми мусорное ведро подхватывается за «талию», заносится одним взмахом над приемной камерой, выгружается, ставится на место. Водители добиваются такого мастерства, что не только ставят пустое ведро на место с закрытой крышкой, но и успевают собирать мусор со скоростью 220 жилищ за час. Погрузка же самого контейнера занимает чуть более семи секунд. Да что индивидуальные жилища, даже пляжи патрулируют мусоровозы-автоматы на полноприводных шасси с односкатной ошиновкой! Несмотря на большое число подъемов, манипуляторы длительное время работают без поломок. Залогом этого является небольшая масса 120-литрового мусорного ведра и гарантированное отсутствие в нем кирпичного боя. Но для нас это не более чем ознакомительные сведения для повышения эрудиции, ведь даже мечтать о таких мусоровозах не приходится, и не только по причине практически полного отсутствия современной малоэтажной застройки. Кто здесь зарегистрирует грузовик с двумя рулями? Наши правила, как-никак, соответствуют европейской конвенции дорожного движения, и руль у машины тут должен быть один. Но думать о том, что мусоровозы можно строить на шасси праворульных японских грузовиков не надо, в век НТР видеокамера и ЖК-экран стоят меньше того металла, который идет на выпуск педалей и баранки для дублированного управления автомобилем. Поэтому уже и в США все больше мусоровозов боковой загрузки на обычных шасси, но с видеомонитором для управления манипулятором. Ну и, понятное дело, довольно много таких машин в Европе.
    Как и у нас, недостаток свободной земли заставляет делать акцент на строительстве многоэтажного жилья, поэтому мусоровозам приходится работать с контейнерами большого размера, к тому же европейского стандарта: 0,77 – 1,1 м³. Большая часть европейских мусоровозов боковой загрузки не позволяет загружать контейнеры в автоматическом режиме, так как захваты манипулятора унифицированы с аналогичными у кантователя мусоровоза задней загрузки, и позволяют работать со всеми типами евро-контейнеров. Но даже в этом случае у «бокового» мусоровоза есть преимущества. Катать баки не так далеко, как при работе с мусоровозами задней загрузки, рабочие находятся в более безопасном месте, исключен наезд на них попутным транспортом при стоянке на проезжей части улицы. По сравнению с российским мусоровозом водитель покидает кабину на площадке только один раз, сдавать вперед не потребуется, сколько бы контейнеров там не находилось. К тому же нет противоречий в инфраструктуре сбора. То есть если местный оператор уже перешел на использование евро-контейнеров и мусоровозов задней загрузки, с той же системой будет работать и мусоровоз боковой загрузки европейского типа. Например, модель FAUN Sidepress, будет эффективно работать там, где контейнеры некуда поставить кроме как на тротуар рядом с проезжей частью, а при необходимости сможет подменить «задних» коллег FAUN Powerpress и Variopress, работающих во дворах на площадках организованных на одном уровне с дорогой. Для полностью автоматической работы евро-мусоровоза с боковой загрузкой придется пожертвовать универсальностью. Если ограничить размер евро-контейнера минимальным 1,1 м³, тоже можно «спасать» горожан от отходов, не покидая штурвала комфортабельной кабины евро-грузовика. Пример этого итальянский FARID модели FMO, единственный тип мусоровозов боковой загрузки, работающий с большими контейнерами объемом до 3,2 м³. Это и плюс и минус одновременно. Плюс в том, что разгрузка большого контейнера занимает в три раза меньше времени, чем стандартного 1,1 м³, но другие типы мусоровозов с таким специализированным контейнером уже не справятся. В наших условиях на большие контейнеры внимания можно и не обращать, остановиться на «кубовых». Специальной конструкции манипулятор подхватывает контейнеры за имеющиеся по бокам выступы, для захвата больших баков «лапы» просто выдвигаются в стороны гидроцилиндрами. Если работать только со стальными евро-контейнерами 1,1 м³, запаса прочности данного манипулятора хватит и на погрузку бака, груженного, хоть землей, хоть кирпичами. Водитель всю смену будет находиться в кабине, управляя всеми операциями по видеомонитору. Неужели нашим перевозчикам, разбирающим мусоровозы задней загрузки не ясно, что их берут не для работы с 1,1 м³ евро-баками или 8-кубовыми лодочками, а для сочетания контейнерной системы сбора с бесконтейнерной (сбор в большие п/э пакеты)?! Если у вас только 1,1 м³ стальные контейнеры, зачем тратить время на перекатывание их по площадке, или это подарок рабочим вместо тренажерного зала? Очевидна же выгода от экономии времени на погрузку, и человек для управления мусоровозом-автоматом нужен один вместо бригады грузчиков. Не селективным же сбором мы все-таки занимаемся, не Швеция чай. Или так важен сбор мусора из «лодочек»?
    Но вот относительно контейнеров для портального погрузчика, широко известных как «лодочки», много уже говорилось о том, что только для строительных отходов они годятся, для чего, собственно, и спроектированы. Собирать же в открытые контейнеры бытовые отходы, а потом перегружать их в мусоровозы боковой загрузки, что у нас происходит повсеместно, это, извините за грубое слово, вчерашний день! Понятно, что не только европейские, но и обычные «советские» баки таскают с площадок чуть не каждый день, садоводам надо готовить компост. Большой и тяжелый бункер на 8 м³ просто так не сопрешь! Однако открытый всем ветрам и осадкам контейнер для мусора, да еще помноженный на пресловутый русский менталитет, не будет способствовать поддержанию чистоты на площадке, а возить на полигон еще и воду со снегом – не что иное как бессмысленная трата ресурсов. Так не пора ли уже массово переходить от «лодочек» к «утюжкам», то есть к контейнерам, приспособленным для работы как с мусоровозами задней загрузки (с лебедкой), так и с милыми любому водителю мусоровоза фронтлоудерами. В Европе мусоровозы передней загрузки как раз с такими контейнерами объемом до 8 м³ и работают, В Австралии и Штатах также встречаются контейнеры меньшего размера: 1,5; 3 и 4,5 м³. Фронтлоудер, пожалуй, единственный тип мусоровоза, который предлагает водителю те же условия труда, что и у оператора колесного погрузчика, или экскаватора. При этом не надо совершать многократные остановки, изнуряющие своей однообразностью операции «поднял-поставил» бесконечного ряда мусорных ведер в районах малоэтажной застройки. Не нужны никакие вторые рули, видеомониторы, хитроумные манипуляторы и сложные загрузочные камеры. Простейший по конструкции «вечный» подъемник на двух парах мощных гидроцилиндров, камера загрузки таких размеров, что в ней не застрянет даже диван, бункер-накопитель от 20 м³ и выше, всего одна прессующая плита. И из всех ограничений применения – доступ по высоте – не менее 6,2 метра требуется «пожирателю ТБО» для того, чтобы поднять контейнер с земли и разгрузиться. Широчайшие варианты применения от жилых дворов до торговых и производственных предприятий. Соответствует всем исконно российским стандартам хорошего мусоровоза: собирает большой объем мусора, тратит мало времени на сбор, «ест» все, как ТБО, так и КГМ, технически прост и недорог, нетребователен к шасси, то есть монтируется на шасси любого нашего производителя как есть, а, значит, не боится и наших полигонов. Плюс к этому один водитель им управляет, не выходя из кабины, и большое число известных мировых марок предлагают такие мусоровозы на российском рынке уже не первый год. Например, компания «Экопресс», которая первой освоила установку фронтлоудеров на шасси КамАЗ, у ЗАО «Коминвест-АКМТ» в списке продукции можно отыскать итальянские фронтлудеры FARID, зарекомендовавшие себя в Туманном Альбионе. Осваивающая родные просторы американская компания McNeilus выпускает различные модели мусоровозов передней загрузки, которые годятся для установки на местные шасси. Об этом свидетельствует в частности опыт германской марки коммунальной техники Schmidt, прославившейся установкой американского оборудования марки HEIL на европейские шасси. Ну и набирающая у нас популярность немецкая компания FAUN, погрузчики своих фронтлоудеров Frontpress там доукомплектовывают гребенкой и складными рогами для захвата всех типов евро-контейнеров малого объема, от 0,12 до 1,1 м³, ну абсолютно нечего возразить против фронтлоудеров в этом случае. Они даже перестают быть узкоспециализированными коммунальными машинами. За чем же дело встало, традиционная инертность и консерватизм не позволяют сменить систему сбора, или избыток послушных водителей, готовых работать в условиях, когда очистки сыплются за шиворот?



Добавить в избранное


Все новости