Главная / Новости

Малыши-крепыши. Многофункциональные уборочные машины

Сегодня коммунальные автомобили-«трансформеры», способные за счет сменного оборудования решать различные задачи, становятся все более популярными. Не остаются в стороне и сверхкомпактные, самые миниатюрные уборочные машины, о которых и пойдет речь.
О единственной российской модели из этой группы спецтехники много говорить не стоит, она красочно описана во многих художественных произведениях. Это типовой отечественный дворник, попеременно берущий в руки то метлу, то лопату, работающий в любой сезон, в любое время дня и ночи и вместо дизельного топлива потребляющий исключительно экологически чистые продукты (спорный вопрос). Так что основное внимание – импортным машинам, а точнее европейским. Сверхмалые размеры этих машин и высокая маневренность позволяют им на равных конкурировать с человеком при работе в труднодоступных, стесненных городских условиях. В то же время их производительность во много раз превышает показатели, которые дает рабочий, управляющий самоходной косилкой, шнекороторным снегоуборщиком или же оперирующий каким-либо бензоинструментом, например бензокосой. Водитель-оператор сверхкомпактной машины работает в комфортабельной кабине, и эффективность его труда не зависит от капризов погоды, а набор сменного оборудования позволяет находить машине работу по круглогодичному содержанию городских и парковых территорий.
У всех сверхкомпактных многофункциональных уборочных машин один принцип конструкции. Автомобиль состоит из двух шарнирно-сочлененных модулей, в первом располагается кабина оператора с органами управления и местом для крепления навесных орудий, во втором – двигатель и гидравлическая система. На второй (задний) модуль могут устанавливаться сменные кузова: герметичный бункер для мусора и смета, бочка для воды, бункер для песка или пескосоляной смеси, кузов в виде бортовой платформы. При некоторых уборочных работах машину можно эксплуатировать и без сменного кузова.
Все виды навесного оборудования можно разделить на три группы по применению: для поддержания чистоты проезжей части и тротуаров, для очистки улиц и пешеходных дорожек от снега и обработки противогололедными материалами, для ухода за газонами и зелеными насаждениями. В первую группу входят лотковые цилиндрические щетки, управляемые по высоте, наклону, силе прижатия к асфальту, снабженные «удочками» для подачи воды для смачивания, чтобы обеспечить уборку с минимальным образованием пыли. Той же цели способствует вакуумный забор смета в герметичный бункер, который по заполнении разгружается самосвально в типовой евроконтейнер. Общее число щеток на навеске может составлять две, три, а то и целых четыре. Большое число щеток позволяет машине шириной с ручную тачку очищать довольно широкую полосу, конечно, лишь в том случае, если она не засыпана песком так, что снимать его надо ковшом или отвалом. Набором из трех щеток удобно чистить за один проход поверхности на разных уровнях, например, край проезжей части и бордюр тротуара.
Второй вариант оборудования для ухода за твердым дорожным покрытием – это навеска для мойки асфальтобетона и брусчатки. Она состоит из нескольких дисковых щеток с короткой щетиной, собранных вместе плотно друг к другу и закрытых общим кожухом. Смытая грязь вместе с водой вакуумным насосом подается в бункер для мусора и смета.
У поливомоечного оборудования уже двоякая функция. С одной стороны, с помощью рамки с меняющими направление соплами можно смывать мусор и грязь к обочине, с другой – можно поливать газоны или просто увлажнять тротуары в знойные дни, чтобы жар от раскаленного асфальта не мешал горожанам спать по ночам. С помощью лейки, подвешенной на подвижной штанге, можно избирательно поливать клумбы, расположенные на значительном удалении от тротуара. Еще с ней удобно поливать уличные цветы, высаженные в вазоны. Конечно, можно делать это и вручную, из выносного шланга, однако времени это потребует значительно больше. Поливать же цветы, не выходя из кабины, управляя приводимой в движение парой гидроцилиндров штангой, одно удовольствие! Кроме того, той же штангой можно смывать пыль с дорожных знаков, светофоров и указателей. Для стрижки растительности предлагается два типа косилок. Одна для газонов со сбором скошенной травы в бункер для смета вакуумным насосом. Вторая – для высокой травы, кустарника с функцией дробления,  применяется такая навеска для расчистки заросших пустырей и для борьбы с нежелательной порослью вокруг городских деревьев.
Разнообразно навесное оборудование сверхкомпактных многофункциональных машин для работ по зимнему содержанию дорог и тротуаров. Во-первых, это цилиндрическая щетка. Иногда еще можно видеть, как эту щетку используют и летом для сметания пыли к обочине, и если муниципалитеты не штрафуют за это подрядчиков, то требуется тогда штрафовать муниципалитеты. Трудно на местах дается понимание, что главным приоритетом при городской уборке является пешеход, а не автомобиль, по крайней мере, летом. Машины, да и по большому счету сидящие в них пассажиры, защищены от уличной пыли воздушными фильтрами, чего не скажешь о прохожих. Поэтому щетка эта только для сметания свежевыпавшего снега.
Вторая навеска – отвал для сдвигания снега, тоже в основном свежевыпавшего, и третья, более сложная из всех, – шнекороторная установка, которой по силам взрыхлить и слежавшийся снег. Снегометатель, отвал и цилиндрическую щетку можно комплектовать распределителем противогололедных материалов. В реальности не всегда получается счищать снег до асфальта, ведь он быстро утаптывается прохожими, и с применением песка и соли получится не только обезопасить людей от падения, но размягчить утоптанный снег и потом снять его за второй проход.
Как переднее навесное оборудование, так и сменные кузова легко сменить, они покоятся на специальных тележках, которые подкатываются под шасси, на одну снимается один кузов, с другой на машину одевается следующий, подключение коммуникаций – минутное дело. Так что машина не просто работает в любой сезон, она и в каждом сезоне остается многофункциональной.
При своих миниатюрных размерах сверхкомпактные многофункциональные машины кажутся кому-то большими игрушками, часто их сравнивают с малолитражными автомобилями или гольф-карами. Однако такие сравнения некорректны, ведь эти машины по своему принципу даже не уменьшенные копии тракторов. Не только рабочее оборудование и рулевое управление здесь гидравлическое, но и все четыре колеса приводятся в действие гидростатической трансмиссией. Так что механика тут полностью отсутствует, весь крутящий момент от двигателя передается на гидронасос, от этого даже у машинок таких скромных размеров впечатляющие пропорциональные рабочие характеристики. Например, грузоподъемность узла для передней навески в 500 кг или рабочее давление в гидросистеме в 200 бар с производительностью от 20 до 60 л/мин и грузоподъемность шасси до 500 кг, не считая веса водителя.
Пожалуй, единственный недостаток сверхкомпактых многофункциональных машин – их низкая скорость, не превышающая 30 км/ч, поэтому они не могут пользоваться общими дорогами для транспортировки на объект и обратно на базу в начале и в конце смены. Поэтому нужно или на каждый микрорайон иметь свой гараж, или приобретать средство доставки такой машины для переброски ее между обслуживаемыми участками с места хранения и ремонта.
Предложений среди сверхкомпактных многофункциональных машин сегодня немного, в таком специфическом классе трудно выжить большому числу производителей, зато остаются здесь  действительно сильнейшие. На российском рынке доступны две немецкие марки: Holder и Hako Citymaster, и две датские, но тесно сотрудничающие с Германией: марки Vitra и Nilfisk City Ranger. В России представители этих западных компаний осуществляют продажу техники и оказывают услуги гарантийного сервиса, ремонта и снабжения расходными материалами.



Добавить в избранное


Все новости