Ломовозы  |  Краны манипуляторы  |  Мультилифты  |  Самосвалы  |  Запчасти ВЕЛМАШ |  Запчасти PALFINGER |  Запчасти HIAB  |  Партнеры  |  Поиск по брендам


Главная / Новости

Дополнительные устройства в мусоровозах. Экзотика или необходимая опция?

Производители мусоровозов постоянно ищут инновационные решения различных технических проблем с целью создания более привлекательного продукта в глазах потенциального покупателя. Среди элементов, влияющих на выбор машины специалистами, действительно часто дополнительные опции играют важную роль.

Усилие прессования: лучше, если оно управляемо

Система регулировки усилия прессования является очень эффективной опцией. В некоторых моделях мусоровозов используют плавные, в других - ступенчатые движения толкающей плиты, однако практика показывает, что способ движения плиты значительного влияния ни на эффективность прессования, ни на обслуживание самих систем перемещения толкающей плиты не оказывает. В зависимости от характера ТБО водитель может установить прессовое усилие.

В современных моделях мусоровозов уплотнение отходов толкающей плитой может осуществляться в автоматическом, полуавтоматическом и ручном, или аварийном, режимах. В мусоровозе с задней загрузкой мод. КО-456-20, разработанной одним из лидеров в области производства отечественного коммунального оборудования ОАО «Мценский завод Коммаш», использована оригинальная система прессующего механизма. В приемном ковше мусор предварительно уплотняют до коэффициента сжатия 3. Затем прессование продолжается в бункере мусоровоза с помощью толкающей плиты и достигает коэффициента уплотнения 6.

Ориентируясь при выборе мусоровоза на тип системы регулирования усилия прессования, следует сразу же выбирать и качественную систему сбора и удаления жидкости, отжимаемой из мусора. В некоторых случаях после прессования в бункере обнаруживается до 300 - 400 л жидкости! Если при сдаче мусора на полигоне оплачивается его масса, то удалить отжатую жидкость будет совсем нелишним.

Системы взвешивания – всё еще впереди

Еще одним полезным дополнением в современных мусоровозах является система взвешивания. Пока этими системами оснащаются далеко не все мусоровозы, но вероятно время устройств взвешивания скоро придет. Еще несколько лет назад эти системы были полной новинкой, демонстрации их в действии на различных выставках и презентациях воспринимались с интересом, но чисто техническим – системы взвешивания казались чем-то, что будет использоваться когда-то в будущем, Тому способствовала и продолжает оказывать влияние высокая стоимость систем по сравнению с неясной многим от них пользой.

Основная функция систем взвешивания - определение массы полученных от клиента ТБО. Однако с помощью взвешивания появляется возможность контроля других организационных и финансовых параметров работы мусоровоза, особенно если автомобиль обеспечен системой мониторинга, базирующейся на GPS/ГЛОНАСС-модулях. Благодаря системе взвешивания становится возможным определение массы ТБО, содержащейся в выгруженных контейнерах, фиксация массы вывезенного мусора от конкретного клиента, а также контроль соблюдения дисциплины водителем машины, который может загрузить чей-то мусор в неположенном месте, минуя взвешивание и грузя отходы прямо в мусоросборник.

Использование системы взвешивания на одном или на нескольких мусоровозах даст возможность контролировать остальные мусоровозы парка, не оснащенные этой опцией, потому что при помощи взвешивания достаточно точно будет установлена масса собираемого мусора на том или ином маршруте или предприятии. Система взвешивания позволит выявлять клиентов, постоянно перегружающих контейнеры, анализировать объемы поступающих отходов со стороны отдельных предприятий и населения, составлять на основании данных контроля оптимальные маршруты движения мусоровозов с учетом их грузоподъемности.

Приборы взвешивания делятся на две основные группы – статические и динамические. Первые фиксируют массу полного кузова перед выгрузкой и массу кузова после его очистки. Динамические системы вычисляют разницу между массой первоначальной и изменившейся, контролируя, таким образом, массу поступивших в кузов отходов. Работа статической системы взвешивания увеличивает простой машины на некоторое время, потому что десяток-другой секунд требуется для обработки данных взвешивания до выгрузки и после нее. Динамическая же система этого недостатка лишена, взвешивание происходит прямо в процессе эксплуатации машины. Динамическая система имеет более сложное устройство, чем статическая, а данные ею полученные более точны. Но и цена прибора, в котором используется динамический метод, раза в два дороже цены устройства, в основе которого статическая система взвешивания.

Обе системы можно рассматривать как базовые и в случае необходимости их функциональность можно расширить практически неограниченно. Безусловно, сегодня ситуация на рынке не располагает к внедрению новшеств, и перед приобретением системы следует согласовать с клиентами возможные грядущие изменения в системе учета. Нужно сразу быть готовым к отрицательной реакции привыкших к сложившейся системе клиентов, которые платят за «контейнер», а не за массу выгруженных из него ТБО.

Примером использования динамических систем взвешивания могут служить мусоровозы Zoeller. Система взвешивания, установленная немецкими специалистами позволяет не прерывая и не задерживая процесса загрузки, определять с точностью до 2 кг для небольших контейнеров, и до 5 кг для контейнеров вместимостью до 1,1 м3 массу загружаемых отходов, определять время и место каждой загрузки на основе данных модуля GPS/ГЛОНАСС, фиксировать массы ТБО, загруженные вручную, без использования механизма захвата-опрокидывателя. Установленная в мусоровозах Zoeller система взвешивания сопоставляет данные о фактически выполненных работах и заданным маршрутом. Система может предложить оптимальный маршрут и составить график движения мусоровоза с учетом оптимального использования грузовместимости и емкости автомобиля, а также учитывая точные данные о количестве собираемого на отдельных участках мусора в прежние периоды. В режиме реального времени информация о работе мусоровоза собирается и передается в ИЦ, находящийся в офисе компании-владельца.

Моющие системы высокого давления

Опционно многие производители мусоровозов предлагают покупателям монтаж оборудования для мытья бункеров-мусоросборников. Учитывая высокую стоимость таких устройств их нечасто приобретают отечественные коммунальщики, тем более, что моющая система забирает часть полезного объема мусоровоза, а работа моющего агрегата вызывает увеличенный расход топлива, ведь дополнительно работает привод насоса высокого давления. Моечная система также характеризуется значительным шумовым фоном, что тоже не увеличивает ее привлекательность.

Но примеры использования таких систем существуют, в наиболее продвинутых марках мусоровозов устройство, подающее моющие средства под высоким давлением, осуществляет очистку стен от остатков отходов как внутри кузова, так и снаружи. В распоряжении водителя имеется также ручной пистолет для удаления грязи в труднодоступных уголках машины.

Проблемы с запахом возникают чаще в летний период, претензии высказывают и жители густо населенных спальных районов, и отдыхающие курортных зон. Компромиссным решением, не требующим больших вложений в моющее оборудование, является монтаж моющих форсунок в полу мусоросборника. На рынке предлагаются варианты, которые предназначены для смывания грязи с внутренних стен, потолка и пола мусоросборника. Предлагается также оборудование для смывания пыли и грязи с наружных поверхностей кузова. В наиболее дорогих системах предлагается использование вращающихся сопел, через которые подается вода под давлением в 100–150 бар. Кроме мытья водой существует возможность автоматической добавки в воду ароматизирующего вещества. Для хранения воды необходимо установить на машину дополнительные емкости объемом 1–2 тыс. л. Этого запаса хватает примерно на полдня интенсивной работы мусоровоза в городе.

Для возможности мытья мусоровозов и контейнеров в зимний период предлагаются устройства, в которых моющий раствор подогревается. Для смывания остатков отходов кузов поднимают в положение выгрузки, а струи воды бьющие под давлением смывают грязь с внутренних стен бункера. Грязная вода собирается в специальный резервуар объемом 1 - 1,5 тыс. л. Учитывая, что в воде после мойки кузова имеются агрессивные вещества, необходимо, чтобы резервуар имел защиту, например, был изготовлен из нержавеющей стали. Решившись на покупку моющей системы надо помнить, что основные детали установки должны быть из нержавеющей стали, а рабочее давление, создаваемое насосом, для эффективного мытья не должно быть ниже 100 бар.

Компания из Санкт-Петербурга «Чибис» выпускает надстройки, установив которые на шасси полной массой не менее 18 т, получают мусоровоз с возможностью мойки и дезинфекции не только собственного мусоросборного кузова, но и мойки контейнеров емкостью от 0,36 до 1,1 м3. Основные элементы установки изготовлены из нержавеющей стали, для чистой воды на шасси монтируются два бака из нержавейки по 3 тыс. л каждый. Грязная вода собирается также в нержавеющую емкость объемом 6 тыс. л. В комплект установки входит пластиковый бак для моющего средства объемом 100 л и система дозирования производительностью 8 л/мин. Рабочее давление, создаваемое установкой достигает 150 бар, что обеспечивает скорость мойки контейнера не более 2 мин. Для мытья кузова снаружи в комплект установки входит пистолет с гибким шлангом.

Моющие системы низкого давления

Кроме моек высокого давления сегодня появились установки, осуществляющие подавление неприятных запахов, исходящих из мусоросборников, использующие низкое давление, примерно 5 - 6 бар. Новаторство заключается в используемой рабочей жидкости. Доступные на рынке микробиологические препараты смешивают с водой, затем раствор распыляют над собранными в бункере отходами. Микроорганизмы из раствора берут «под свой контроль» процессы разложения, блокируют их и, таким образом, выделение неприятных запахов прекращается.

Этот оригинальный метод имеет и недостатки. Во-первых, все-таки мусоросборники не моются, блокируется лишь процесс дальнейшего выделения запахов гниения. Во-вторых, «минусом» метода является и то, что микроорганизмы не могут существовать без влаги и высыхание верхнего, орошенного слоя мусора приводит к снижению эффективности деятельности микроорганизмов, требуется повторение смачивание мусорной массы. В-третьих, поскольку распыляемый раствор – водный, то пользоваться данным методом можно только в теплое время года.

К преимуществам же нового метода борьбы с запахами можно отнести абсолютную безопасность действующего вещества для окружающих, а также невысокую стоимость оборудования и материалов.

ЦСС – это здорово!

Современные шасси, используемые для мусоровозов, обычно имеют несколько, иногда более десятка, точек смазки. Однако есть поставщики, утверждающие, что их шасси вообще в точках смазки не нуждаются, слышны такие же «разговоры» и со стороны некоторых производителей и поставщиков мусоровозных надстроек. Действительно, использование инновационных современных материалов позволяет создавать конструкции, не требующие периодической смазки. Вот и агрегаты ходовой части легкового транспорта: им практически не требуется, как некогда, достаточно частых процедур смазывания.

Однако, конечно, нельзя сравнивать условия эксплуатации мусоровоза и «легковушки». Главными факторами, действующими разрушительно на детали мусоровозов являются систематические волнообразные нагрузки, работа в местах с большой запыленностью и повышенной влажностью, а также воздействие на детали кузова агрессивных субстанций.

В чем же преимущество автоматической системы смазывания? Главным различием между смазыванием в ручном режиме и автоматическом является то, что при ручном водитель или слесарь обильно смазывает узел, чтобы не смазывать его затем достаточно долгое временя. Система централизованного смазывания, или ЦСС, действует иначе - смазка поступает в нужную точку минимальными дозами, но через короткие промежутки времени, именно тогда, когда она наиболее нужна - во время работы машины.

Дозирование в наиболее качественных системах ЦСС настолько точно рассчитано, что расход смазочных материалов снижается на 75% по сравнению с обычными методами смазки. Безусловно, инвестирование в систему ЦСС дает владельцу мусоровоза 100% уверенности, что все узлы смазаны в достаточной степени. Опыт эксплуатации показывает, что наиболее изнашиваемыми являются движущиеся детали надстройки, образующие пары трения. В современных мусоровозах используются передовые технологии, допуски и качество обработки деталей выдерживаются при изготовлении узлов машин очень тщательно. Поэтому агрегаты мусоровозов чрезвычайно чувствительны к соблюдению условий эксплуатации, установленных производителем.

Кроме указанных преимуществ ЦСС, следует обратить внимание на отсутствие простоев техники, требующихся для выполнения смазки, на увеличение сроков безаварийной эксплуатации и на повышение ресурса трущихся элементов. Есть ли смысл владельцу машины рисковать преждевременным износом или крупной поломкой узла из-за пресловутого «человеческого фактора», выразившегося в некачественной смазке?

По информации фирм, занимающихся реализацией и установкой ЦСС, те предприятия, которые хотя бы раз инвестировали средства в ЦСС, при покупке новых машины всегда заказывают комплектацию уже с системами смазки. Также часто после приобретенного опыта использования ЦСС предприятия приобретают системы автоматизированной смазки для мусоровозов, имеющих за «плечами» значительный пробег.

Своего рода компромиссом между покупкой ЦСС и качественным смазыванием являются меры, в результате которых разбросанные точки смазки соединяются в одну, расположенную в легкодоступном месте. Часто для подачи смазки в эту точку стационарно подсоединяют ручной насос для периодической прокачки смазки. Конечно, подобные меры и другие недорогие аналогичные решения облегчают процессы смазывания, но все они лишены преимуществ автоматических систем ЦСС.

Но следует помнить, что ЦСС «боятся» попадания в систему загрязнения и влаги, которые может замерзнуть в холодную погоду. Поэтому необходимо контролировать чистоту используемой смазки, а также не допускать загрязнения смазочных компонентов при закачивании в резервуар. Сегодня уже разработаны и применяются защитные электронные системы, которые предотвращают попадание конденсата в смазки, а также предотвращают дальнейшее проникновение влаги в систему.

Приобретая мусоровоз с ЦСС, желательно, чтобы смазочные трубопроводы были металлическими, а не пластиковыми. Специалисты рекомендуют использовать ЦСС, доставляющие смазку в каждую точку смазывания по отдельному трубопроводу. Системы, в которых смазывание происходит автоматически через одну точку, и затем смазка распространяется на большое число агрегатов, чувствительны к перепадам температуры окружающей среды.

От водителей можно иногда услышать, что системы ЦСС не являются до конца надежными и могут подвести. Но ведь водитель, которого освободили от смазывания машины, не освобождался от обязанности периодически контролировать, находятся ли трубопроводы в рабочем состоянии! А кроме того современные ЦСС имеют надежные средства электронной защиты, датчики предупредят водителя об отсутствии давления в системе или о минимальном уровне смазки в резервуаре.

Что же до шасси и надстроек, не требующих обслуживания, то опыт эксплуатации таких механизмов говорит, что рекламе в этом случае можно верить. Однако условия работы мусоровозов таковы, что их окружает большая влажность, отходы часто выделяют агрессивные вещества, а грязь и пыль отлично «помогают» повышенному износу деталей конструкции. Поэтому даже уникальная спецтехника не может эффективно долгое время  выполнять свои функции, не получая достаточного количества смазочных средств, и для тяжелых режимов работы дополнительное смазывание отдельных узлов и агрегатов желательно производить регулярно.

В базовую комплектацию мусоровоза китайской компании Aerosan мод. CMZL-18G, собираемого на КамАЗе на газомоторном шасси КамАЗ-65115 (6х4), входит автоматическая централизованная система смазки, совмещенная с базовым шасси, хотя во многих моделях ведущих производителей мусоровозов установка ЦСС проходит как отдельно заказываемая опция. В комплектацию мод. CMZL-18G также входит система весового контроля, действующая совместно с системой мониторинга, базирующейся на работе ГЛОНАСС. Обзор рабочей зоны осуществляется с помощью системы видеонаблюдения. Модель мусоровоза CMZL-18G была создана в 2012 г. совместными усилиями компании Aerosan, российской группы компаний «РариТЭК» и ПАО «КАМАЗ».

*** Из сказанного выше можно сделать вывод, что в чем-то, например в использовании систем взвешивания, наши производители все-таки отстают от ведущих зарубежных фирм, работающих в сфере мусоровозной техники. Но в некоторых случаях, если рассматривать мусоровоз CMZL-18G на газомоторном шасси КамАЗ, у наших специалистов даже можно кое-чему поучиться. 



Добавить в избранное


Все новости